Киберспортивная G8

Киберспортивная G8


Рассказ об киберспортивной федерации, являющейся аналогом политической G8, и трех организациях с постсоветского пространства, с которыми ассоциируется российский кибергейминг

Когда начинаешь перебирать в голове факты о киберспорте, то непременно осознаешь, что тема настолько необъятная, что работать над ней нужно, как минимум в паре, а то и в полноценной команде, где участники дополняют, а иногда и поправляют друг друга. Но формат жесток, поэтому постараюсь в одиночестве вспомнить, все о немного, и немного обо всем.

Киберспортивная G8


Вводная часть

Во вступлении предлагаю вспомнить азы, или как все начиналось. Во-первых, что же такое киберспорт, да и спорт ли это? Киберспорт — это особый вид соревнований, где участники соревнуются не в физических и даже не совсем в умственных способностях, а скорее, доказывают, что лучше подготовлены тактически и непревзойденно работают в команде. И все же, можно ли считать, по большому счету, массовые встречи заядлых онлайн игроков, разбитых по командам — спортом?

Конечно, ответ не очевиден, обе стороны, заинтересованные в проблематике вопроса, с легкостью поведают свою позицию и весомую аргументацию в пользу своего мнения, но вряд ли кто-то оспорит, что киберспорт, так же, как и настоящий спорт, преследует единую цель — выявить, честными, заранее установленными, правилами лучшего участника соревнований. И, естественно, наградить его, в основном почетным вручением денежного приза, но история знавала случаи, когда победители самых значимых киберспортивных лиг получали, например, набор современных видеокарт.

Киберспортивная G8

Трудно поверить, но в схожих поединках зарождался киберспорт


Во-вторых, когда же началась история киберспорта? Датой, с которой о киберспорте можно говорить, как о состоявшемся явлении, является 10 октября 1994 года, как многие уже поняли, это день выхода незабвенного Doom 2, ставшего первой игрой с возможностью сразиться с живыми людьми через ЛВС. Но сиквел Doom лишь открыл новые горизонты игры, но именно благодаря бешеной популярности Quake, в США, в 1997 году появилась первая лига по компьютерному спорту — Cyberathlete Professional League, предрекшая образования схожих организаций, уже сегодня олицетворяющих профессиональные киберспортивные турниры. Пожалуй, самым интересным подобным чемпионатом можно считать — World Cyber Games.

Киберспортивная G8


Всемирные компьютерные игры — бесспорно, крупнейший турнир, посвященный кибериграм, проводящийся ежегодно с 2000 года и учрежденный южнокорейской компанией World Cyber Games Inc. при непосредственной поддержке Samsung, а с 2006 года и Microsoft. Самое привлекательное в этом чемпионате, совсем не весомые призовые за победу, а полноценная олимпийская система отбора, когда для получения возможности представлять свою страну на этих играх, необходимо пройти суровый внутри региональный отбор. Но цель благородная, хотя бы потому, что количество стран участников, номинально представленные дисциплины и, в конце концов, призовой фонд WCG постоянно увеличиваются, а за самим турниром каждый год пристально следят более миллиона человек.

Ничего не стоит назвать и иные, помимо World Cyber Games, киберспортивные турниры и чемпионаты, но все же, любое соревнование — это в первую очередь люди, а, учитывая, что такой специфический вид спорта невозможен без командной слаженности, то в данном материале будем рассуждать о командах, а точнее самой крупной, важной и известной федерации команд — G7 Teams и, конечно, ее членах.

Киберспортивная G8


G7 Teams — федерация кибирспортивных организаций, отметившая свой первый день рождения 20 апреля 2006 года. Каждый проект-учередитель уже на момент создания G7T обладал весомым авторитетом в киберспортивной среде, поэтому идея создания такого уникального гибрида профессиональной федерации и одновременно специфического профсоюза, провозгласившего своим лозунгом «игроками для игроков» была встречена тройным «ура».

Проявив совсем немного внимательности, не трудно догадаться, что в первоначальный состав G7 Teams вошли семь организаций из Европы, Северной и Южной Америки. Великобритания пополнила федерацию командой 4 Kings, Германия — MouseSports и SK Gaming, США представляла Team 3D, Бразилию — Made in Brazil, а Швеция делегировала сразу двух мастодонтов Counter-Strike: Ninjas in Pyjamas и Fnatic.

G7 Teams преследует следующие цели:

  • 1. Улучшать сотрудничество и единство между профессиональными киберспортивными командами.


  • 2. Улучшать представление киберспорта во всех его аспектах, а так же обеспечить стабильность для всех проектов-участников.


  • 3. Обеспечить канал связи с киберспортивным сообществом, для улучшения спорта, через объединение команд.


  • 4. Сотрудничать с лигами и турнирами, стандартизации процессов переходов игроков из команды в команду, поддерживать стабильность игроков проектов-участников, и выкладывать всю необходимую информацию на своем сайте.



Немного об участниках-организаторах федерации

Киберспортивная G8


Изначально, MouseSports представляла из себя просто очень хорошую команду по Counter-Strike, сформированную в 2002 году, Берлине, но позже разрослась до одного из самых многочисленных гейминговых альянсов Европы. Но, даже, несмотря на то, что MouseSports, немецкая организация, реально она состоит из пестрых, многонациональных команд, важно, что «чисто» европейских по национальной принадлежности. В интересы MS входят самые разные дисциплины: от CS и StarCraft 2 до Fifa и, не так давно признанную киберспортивной дисциплиной, League of Legens. Победитель многих, самых разноплановых, киберспортивных турниров последнего десятилетия, чувствует себя неплохо и поныне. Действующий член G7 Teams.


Нарезка лучших игровых действий от Team 3D за период 2004 — 2006 годов.


Team 3D (позже 3D.NY) также была основана в 2002 году. Эту американскую гейминговую организацию можно смело считать одной из самых известных подобных команд, ведь ее члены дважды становились чемпионами мира в дисциплине Counter-Strike по версии WCG, но довольно давно, в 2004 и 2005 годах. Во многом, после довольно странного перехода в Complexity одного из лидеров команды Шона Моргана, судьба команды в элите была предрешена.

Киберспортивная G8


4 Kings можно считать символом Великобритании в киберспортивной среде. Англичане прославились благодаря своим командам по Warcraft 3 и, наверное, и дальше бы радовали своими успехами, но финансовые проблемы, преследующие организацию, подвигли на уход многих ведущих игроков и последующее исключение из G7 Teams.

Киберспортивная G8


Made in Brazil уникальна хотя бы тем, что была и остается единственным проектом из Южной Америки, что был принят в федерацию G7T. Команды mibr состояли преимущественно из бразильцев и умудрялись показывать результат на всех региональных уровнях. Они же являются чемпионами мира ESWC 2006. Но уже в 2008 году проект настигли «стандартные» проблемы, за которыми последовал массовый уход игроков и расформирование команд. За последующий год mibr несколько раз пытались воссоединиться, но завершением истории стал безапелляционный роспуск в 2009. Правда, официально о закрытии Made in Brazil сказано ничего не было, и тем, необъяснимее, ее «активное» членство в G7 Teams, даже, памятуя, о той части «бывших» mibr, что «разбежались» по другим большим командам, представляющим G7T.


Мастер-класс от SK


SK Gaming, по истине, огромный киберспортивный альянс, созданный еще в 1997 году семью игроками в Quake из немецкого Оберхаузена. SK Gaming, считающаяся многими — лучшим кибергейминговым клубом с момента появления таковых, процветает и сегодня, ежегодно «обирая» награды со многих серьезных турниров Старого Света. Многие российские победители в дисциплине Warcraft 3 участвовали в турнирах, как представители этой организации. Но, видимо, от современных тенденций не удается сбежать никому, SK Gaming, как и многие другие «массовые» организации, начиная с 2010 года, расформировал многие свои подразделения, «сжавшись» до «компактного» состава, правда, весьма успешного и справедливо являющегося действующим членом G7 Teams.

Киберспортивная G8

«Ниндзя» привычно, практически без улыбок, демонстрируют «очередную» награду


Ninjas in Pyjamas — странная организация. Будучи одним из самых опытных образований, созданного еще в двадцатом веке, NiP были без вопросов приглашены к участию в создании G7T, но через год были с позором «изгнаны», практически за «леность», официально — «за слабую активность как в группе, так и в киберспорте в целом». В том же, 2007 году, проект закрывался, чтобы вновь сформироваться в 2012, а затем до апреля 2013, выиграть семь турниров подряд по CS:GO, и начисто проиграть Virtus.pro.

Киберспортивная G8

Ребята из Fnatic всегда рады позировать для фотографов


Fnatic, чуть ли не единственный действующий член G7 Teams, в состоянии и успехах которого не сомневаешься вовсе. Кроме того, команды Fnatic блистательно выигрывали не только в CS, но и в Call of Duty 4, Unreal Tournament, Painkiller, Quake III и League of Legends. Так же, Fnatic, одна из самых успешных в финансовом плане организаций в Западной Европе. Что сказать, заслуженно.

G7 Teams

Успех к G7 Teams пришел очень быстро, и зимой 2007 года федерация провела первый конгресс, где объявила о своем расширении и выходе на международный уровень. К команде сначала присоединились wNv из Китая, затем на протяжении года — американцы CompLexity, талантливые датчане MeetYourMakers и неуступчивая польская команда, PGS Gaming. Тот же, 2007 год был ознаменован демонстрацией силы федерации в виде отказа в участии CPL Winter, организаторы которого не выплатили предыдущим победителям заявленные призовые. Вследствие такой забастовки, CPL Winter потерял до половины аудитории, недвусмысленно желавших увидеть «звездные» команды, состоящие в альянсе.

Чуть позже G7 Teams опубликовала на своем ресурсе заметку о «программе сотрудничества». Ее суть заключалась в том, что команды могли подать заявку на сотрудничество с другими, развивая и продвигая этим киберспорт. Затем G7T опубликовали еще один документ, в котором описали критерии оценки профессионализма игроков и команд, начиная с первой игры Counter-Strike.

Киберспортивная G8


Кстати, на Electronic Sports World Cup 2010 произошел еще большой конфликт, правда, все так же касающийся денег. Организаторы ESWC 2008 не выплатили победителям положенные суммы и G7T, как полноценный профсоюз, потребовал выделить десятую часть от выигранных на ESWC 2010 призовых, победителям прошлых соревнований. Ссор, угроз и ультиматумов было предостаточно, но закончилось все тихо и неофициально. Причитающиеся деньги были выплачены.

И чисто на словах, G7T — прямо-таки, гроза, ослепляющая всех тех «злых» организаторов турниров, своевременно не выплачивающих призовые деньги и всячески ущемляющих права команд-участниц, но, как это часто и бывает, у любой организации имеется оборотная сторона. Любые меры, будь то простое содействие или неоспоримая помощь, оказываются только участникам G7 Teams. Иные команды, даже когда-то представлявшие федерацию помощи вряд ли дождутся. Кстати, о последних.

Киберспортивная G8


В 2007 организация не только расширялась, но и несла потери. Сперва, за низкую активность в деятельности федерации была исключены шведы Ninjas in Pyjamas, затем, через пару месяцев, из G7T были автоматически исключены две американские команды: Team 3D и CompLexity, нарушившие правило «независимости» (американцы вступили в CGS). Две тысячи девятый также не назовешь удачным для главной киберспортивной организации. Сначала из состава добровольно вышли wNv, а затем, датчане MeetYourMakers, лишившиеся спонсоров, были исключены. Им на замену пришли специально приглашенные Evil Geniuses, из Америки.

В последние годы G7 Teams всячески избегает «карательных» мер, и делает наибольший вклад в киберспортивную жизнь планеты благодаря своим рейтингам лучших игроков и команд, представляющих самые популярные дисциплины. Справедливости ради, в некоторых дисциплинах, напоминающий собственные разборки (так, в десятке CS все ныне входящие в федерацию команды).

Киберспортивная G8


Сегодня, бытует мнение, что федерация больше не в состоянии серьезно повлиять на своих провозглашенных «врагов», в качестве доводов приводятся: неактивная деятельность в последние годы, «слабый» состав организации, в котором, к примеру, «числится» mibr, реально расформированный уже не первый год, и уход многих людей, 7 лет назад, организовавших федерацию G7 Teams.

К сожалению, с такой аргументацией сложно не согласиться, но с другой стороны, такие «происшествия», с которыми боролся альянс, фактически прекратились вовсе, поэтому, возможно, G7T просто изжил себя, выполнив свою задачу, и теперь может оставаться, просто номинальным «смотрителем»?

О наболевшем

А что же Россия? Для начала, хочется развеять миф о «национальности» небезызвестной команды Natus Vincere, более известной, как Na’ Vi. Так вот, это украинский мультигейминговый проект, созданный в декабре 2009 года при поддержке Мурата Жумашевича, никак нельзя считать российским, даже, притом, что где-то каждый четвертый игрок — россиянин.

Хотя этому киберспортивному проекту еще не исполнилось и пяти лет, Na’ Vi уже являются рекордсменами во многих показателях. Например, эта украинская дружина сумела первой в истории победить на всех трех главных турнирах по Counter-Strike 1.6. Подразделение DotA 2 за три года выиграло практически два миллиона долларов призовых. В 2010 году Natus Vincere попали в государственную программу «Золотой Резерв», обещающим им бесперебойное финансирование в «черный день». Хотя, учитывая, что именно Na’ Vi принадлежит абсолютный рекорд по полученным за год призовым доходам (предыдущее достижение Fnatic было перекрыто более чем в два раза), составивший более 387 тысяч долларов США, трудно поверить, что «тот самый» день когда-нибудь наступит.

Киберспортивная G8


А теперь немного российской истории, и сразу необычный факт. Россия стала первой страной в мире, признавшей киберспорт официальным видом спорта (про Корею забыли, там киберсоревнования — национальный спорт), это событие произошло еще 25 июля 2001(!) года. Почти через три года, в основном из-за бюрократических тяжб, процедуру признания пришлось повторить, но виртуальный спорт вновь был признан полноценным видом спорта. И лишь в 2006 году, в связи с очередной сменой критериев соответствия реестру видов спорта, киберспорт был исключен и ВРВС. Но учитывая, «тот» уровень поддержки, в первую очередь, финансовой, что оказывало государству киберспорту, горевать весомых причин не было.


Игровое видео, посвященное CS-команде M19, созданное финнами Infinity Design


История российского кибергейминга, в своем «зачатии», неразрывно связана с питерским киберспортивным клубом M19, открытом на энтузиазме бизнесмена и будущего менеджера Владимира Хвостова. Для своего времени клуб обладал производительными компьютерами, приличными условиями для тренировок и выделенным доступом в Интернет, что для конца 90-х было редкостью. Имея к 2001 году более ста игровых мест, клуб M19 стал принимать соревнования разных уровней, в том числе и Asus Open, главный турнир СНГ, куда съезжались лучшие игроки, затем ставшие членами лучших киберспортивных команд своих стран. В том же году, случились два главных события M19: клуб получил статус отборочного центра World Cyber Games и, на базе клуба была создана одноименная команда Counter-Strike, прославившая российский кибергейминг за рубежом. На WCG02 M19 завоевали главный приз в дисциплине CS1.6 и 40 тысяч долларов США в придачу. Именно этот успех, принадлежащий M19, так и остался единственным крупным триумфом российских кибератлетов и по сегодняшний день.

К сожалению, уже в 2006 году клуб прекратил свое существование. После выхода указа о невозможности сдачи помещений коммерческим организациям, клуб, располагавшийся в здании ВНИИ Метрологии, был вынужден искать новое место, но не найдя новой «посадочной площадки» был закрыт навсегда.

Киберспортивная G8


Сегодня российский киберспорт неразрывно ассоциируется с «белыми медведями» — Virtus.pro. Это первый в России профессиональный кибергейминговый клуб. Образован 1 ноября 2003 года, и по сей день, является главным в России. Первоначально, Virtus.pro состоял только из команды по Counter-Strike 1.6, но уже после «бронзового» выступления на парижском ESWC04, где были повержены NoA и SK, в команду пришли признание и спонсорские деньги, позволившие virtus.pro уверенно смотреть в будущее.

В 2005 году virtus.pro провел тяжелейший финал отбора на WCG 2005, на котором обидно в полуфинале уступил казахскому k23, и занял «стеклянное» четвертое место. Затем были три тяжелых года, где на небольшие успехи команды «надстраивались» крупные поражения. В итоге, virtus.pro не смогли занять ни одного призового места на крупнейших европейских и североамериканских соревнованиях.

А в 2007 году у команды начались проблемы, при том, что отток игроков в клубе был всегда высок, virtus.pro практически потеряли уважение после скандала и дисквалификации Виктора Филимонченко. В 2008 году украинская часть состава распускается из-за проблем с финансированием киберспорта в стране, в том же году, команда, собранная из бывших игроков virtus.pro легко побеждает действующий состав и проходит на Asus Summer 08…


Еще один ролик-трибьют, на этот раз посвященный Virtus.pro


А в 2009 году проект virtus.pro временно «замораживается». Часть бывших игроков команды, создает новый коллектив — Iron Will, за два года успевший неплохо показать себя на общероссийском уровне, и проверить «в бою» несколько талантливых игроков. В 2011 году, довольно неожиданно, virtus.pro вновь собираются вместе, причем, заметно расширяясь и даже набирая женский состав CS:GO. В состав же «нового» virtus.pro-CS преимущественно вошли только лучшие из «старой гвардии», как выяснилось, только чтобы одержать несколько ярких побед на коммерческих турнирах.

Сегодня команда Counter-Strike virtus.pro распущена, а честь клуба защищают игроки в Dota 2, World of Tanks и StarCraft 2, о дальнейшей судьбе подразделений-CS, ничего не известно…

Киберспортивная Россия вчера, сегодня и завтра

Означает ли закрытие M19 и роспуск, казалось бы, главного подразделения virtus.pro, что кибергейминг в России мертв? Полагаю, нет. Российские кибератлеты все еще конкурентно способны, а в некоторых дисциплинах — практически не уступают лидерам, например, в фэнтази-баталиях Warcraft 3. Вместе с кс-командами virtus.pro и M19, российский кибергейминг только лишь утратил на много лет позиции в дисциплине Counter-Strike. Только лишь…

Россия фактически не пропускает ни одного старта WCG, но успех к нашим киберспортсменам приходит, ой, как не часто. Мы, само собой, не может ориентироваться на Республику Корею, которая уступает общекомандное первое место не чаще, чем сборная Америка по баскетболу свои золотые медали Олимпиады, но нужно честно признать, кроме 2002 года (без преувеличений, лучшего года для киберспортивной России), когда наши спортсмены на WCG02 «взяли» три золота, уступив все той же Корее только по дополнительным показателям (серебряным медалям), а на QuakeCon02, неожиданно для всех и для себя в том числе, Алексей «LeXeR» Нестеров (кстати, тоже в составе M19) побеждает и увозит 20000$ в Россию, вспомнить ничего «светлого» не получается.


Сюжет НТВ о наших чемпионах


В завершении этого раздела необходимо вспомнить об еще одном историческом событии: первом официальном российском телевизионном репортаже о кибреспорте. На фоне небывалого успеха на WCG 2002, этот турнир освещал телеканал НТВ и передача «Намедни». Правда, ребят показали не с лучшей стороны, не столько «смакуя» их успех, сколько освещая их проблемы в «обычной» жизни, отчисление из институтов и проблемы в отношениях с родителями. Но, тем не менее, этот выпуск «Намедни» стал отправной точкой для российской «кибержурналистики».

***


Общие призовые деньги за победу в главных киберспортивных соревнованиях (за год вполне можно поучаствовать и в трех-пяти подобных турнирах) давно исчисляются тысячами и, отнюдь не рублей. Таким образом, не сложно подсчитать, что за пару-тройку лет, занимаясь любимым хобби на профессиональном уровне, вполне реально заработать достаточно, например, для покупки новенькой «иномарки». Чисто в теории. А на практике, многие молодые ребята (а сегодняшние реалии подсказывают, девчонки не собираются отставать) мечтают стать настоящими киберспортсменами, но не осознают, что за всеми победами стоят, хотя бы долгие часы тренировок, потеря остроты зрения, друзей, намеков на личную жизнь, и еще много-много такого, чего потом уже не наверстать и не вернуть…

Конечно, можно постараться совместить «виртуальную» и реальную жизни, но далеко не у многих это получится, и от чего-то, в конечном счете, придется отказаться. Так может, тогда выбрать другой путь? Собираться вместе с друзьями в любимой многопользовательской командной игре, организовать собственную команду и получать удовольствие от процесса, от слаженной тактической работы, и от элементарного общения, полного эмоций. А в нужное время переживать за наших киберспортсменов, защищающих честь страны на «неосязаемых фронтах». Эта поддержка обязательно придаст нашим спортсменам уверенности и позволит им вновь добиться отличных результатов. Главное — верить.

Так же мы рекомендуем играть в игры лицензионные, а не пиратские, игры жанра rpg можно купить по этой ссылке http://www.gameray.ru/RPG/, играйте и наслаждайтесь.

Автор статьи: Mikhail Ru